Елена Сухоребрая
О СНОВИДЕНИЯХ
Что же такое сновидение? Можем ли мы называть его процессом, раскрывающим для нас неведомые глубины нашего Я или наоборот, их скрывающим? Откуда возникают эти образы, нередко прямо противоречащие нашим знаниям о себе, о нашем отношении к окружающему миру, его восприятию и тому, что мы знаем о нем? Чем обусловлено содержание сновидения, его наполненность? Возможно, сновидения, являясь посланниками бессознательного, предоставляют нам информацию о таких душевных процессах, которые, хотя и протекают незаметно, однако являются несомненной частью нашей жизни и, в определенном смысле, ее продуктом. Таким образом, изучая сновидения, мы погружаемся в историю развития человека, у нас есть возможность постигнуть тайну душевных процессов, ее сопровождающих, и, возможно, во многом ее определяющих. Можно сделать вывод, что содержание сновидения, его элементы являются глубоко субъективными, даже увиденные двумя людьми одинаковые элементы сновидения могут нести разную символическую нагрузку, по причине того, что сновидение как процесс, дающий возможность раскрытия бессознательного, имеет своей основой очень личные душевные переживания. Однако чем смогу я подтвердить эти предположения? Естественно, для этого мне потребуется обратить свое внимание на материал и источники сновидений.
ИСТОЧНИКИ СНОВИДЕНИЙ
ДНЕВНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
И первое, что можно отметить, это связь сновидения с впечатлениями и переживаниями предыдущего дня, которые, естественно, благодаря зависимости восприятия от внутренних душевных процессов, являются благодатным материалом для сновидения. То есть какое-либо дневное переживание или ход мыслей может оказаться возбудителем сновидения, в то же время это переживание, возможно, затронет какое-либо более раннее и психически ценное переживание, результатом чего и будет являться сновидение.
Предполагаю, что это далеко не единственные возможности переплетения, взаимодействия нашей сознательной жизни и бессознательных процессов. Также «сновидение может избирать материал из всякого периода жизни, поскольку впечатления предыдущего дня (свежие впечатления) могут протянуть идейную нить с этим более ранним». То, что сновидение изберет своим материалом, может быть сколь угодно психически индифферентным или нет, в любом случае за ним всегда будет скрыто внутреннее значительное переживание.
«Индифферентных возбудителей сновидения, а вместе с тем и невинных (в смысле ничтожности значения) сновидений не существует». «Сновидение никогда не занимается пустяками»(З.Фрейд. Толкование сновидений. Москва: Эксмо, 2002,с.174).
Осмелюсь высказать мнение, что в душевной жизни вообще очень мало «пустяков». Возможно, какие-либо дневные события могут пройти спокойно, если можно так выразиться, незамеченными, они могут не затронуть цепочку, которая поведет вглубь, однако, предполагаю, что абсолютно все события оставляют, пусть незаметные сознанию и бодрствующей памяти, следы. И, возможно, потом эти следы будут использованы, например, сновидением.
Также, одним из важнейших источников сновидения являются воспоминания детства.
ПОСЛАНИЯ ИЗ ДЕТСТВА
«…желание, послужившее поводом к образованию сновидения и осуществление которого образует последнее, проистекает из воспоминаний детства, так что субъект, к удивлению своему, замечает, что в сновидении он якобы продолжает свою жизнь ребенка с его желаниями и импульсами»(там же, с.177).
Что это может означать, продолжать жизнь ребенка с его желаниями и импульсами? Значит ли это, что те давно забытые или подавленные детские желания получат возможность появиться вновь с той же силой и будут стремиться к реализации. Желание может исполниться, однако в столь скрытой, недоступной сознанию форме, что выявить это возможно только путем анализа. Таким образом, если можно так выразиться, все будут довольны, то есть этот процесс может удовлетворить требования всех систем психики.
Полагаю, можно сказать, что сновидение и скрывает и раскрывает те самые неведомые глубины нашей душевной жизни. Скрывает, потому что в явном содержании сновидения сознание усмотрит только то, что будет ему позволено вторичной обработкой, однако при достаточном внимании, то есть при анализе, у человека есть возможность получить интереснейшие и, нередко, весьма удивительные знания о себе. Возможно, это воспоминание и детские впечатления, которые оно оживляет, помогут сновидению проработать какую-либо психически важную нынешнюю жизненную ситуацию и, естественно, исполнить детское желание.
По моему мнению, именно так и произошло в сновидении о дяде, которое З. Фрейд приводит в пример в «Толковании сновидений». В основе его, согласно выводу автора, лежит желание быть назначенным профессором, однако это сновидение также исполняет честолюбивое желание ребенка стать министром, естественно, немало порадовав этим своих родителей. Также в сновидении современное желание, если можно так выразиться, которым оно было вызвано, может подкрепляться впечатлениями и воспоминаниями из детства.
Однако, что значит подкрепляться? Может ли это желание стать символом тех далеких, детских, с тем, чтобы, исполнившись в сновидении, решить таким образом сразу несколько задач? И здесь я снова прихожу к мысли о том, что в конечном итоге, в самой своей глубине, сновидение все же стремиться к осуществлению именно такого желания, которое родом из детства. То есть, возможно, все или почти все сновидения могут объясняться какими-либо детскими переживаниями.
СОМАТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
Еще одним, известным с давних пор и выраженным неоднократно в народном творчестве, возбудителем сновидений являются соматические источники. «Не ешь много не ночь – кошмар приснится» - говорила часто моя бабушка. «Различают три соматических источника: объективные чувственные раздражения, получаемые извне, субъективные внутренние возбуждения органов чувств и физические раздражения, получаемые изнутри»(там же,с.192). Однако может ли зависеть содержание сновидения, его образы от соматического раздражения, предположительно явившегося его источником? Ведь при наличии такой зависимости должны были бы существовать строго определенные, одинаковые для всех, с постоянными образами и «сюжетными линиями», сновидения. Да, известно, что сновидения создают весьма определенные символы телесных органов и их функций.
Например, предполагаю, что многим снилась водная стихия в той или иной форме и мы знаем, что эти сновидения нередко весьма плачевно заканчиваются, причем, не только у маленьких детей. Однако, так случается не всегда и в другом случае вода может оказаться символом для выражения любого другого представления. Также известны случаи, когда физические раздражения вообще остаются без внимания сновидения или же прерывают его. Таким образом, можно предположить, что соматические раздражения являются таким же материалом для сновидения, как и впечатления предыдущего дня. И они так же перерабатываются во имя осуществления желания.
«Сущность сновидения нисколько не изменяется, когда к его психическому источнику прибавляется соматический материал; оно остается осуществлением желания»(там же,с.198).
Теперь, согласно всему сказанному выше, можно предположить, что сновидение, материал, которым оно пользуется, представления, символически выраженные в сновидении, являются созданием очень индивидуальным, находящимся в тесной связи с внешними жизненными и внутренними переживаниями, его индивидуальным опытом, которые могут быть отражены в сознании или нет, его детскими впечатлениями, независимо от того, являются ли они достоянием памяти бодрствования, а также с его историей, недоступной сознанию. И разгадать эту загадку, истолковав каждый из существующих в сновидении символов, может только сам сновидец, выяснив бессознательные мысли, скрывающиеся за ними. То есть человек способен «… создавать оригинальные сновидения и тем самым делать их недоступными пониманию других» (З.Фрейд. "Толкование сновидений")
другие статьи сотрудников центра:
Сухоребрая Елена "Вопросы субъективности в психоанализе"
Наджафова Осанна "Психотический дискурс Лакана"
Швец Иван "Психоаналитический аспект депрессии"
Швец Иван "Миф Интернет. Социокультурные предпосылки развития Интернет – аддикции."
Швец Иван "Воображаемое и осуществление желания в пространстве Интернет."
Швец Иван "Опыт групповой психотерапии в психиатрическом стационаре. Открытая группа."
Четвериков Павел "Психосоматика"
Четвериков Павел "«Некоторые особенности динамики открытой психотерапевтической группы психиатрического профиля»"
Юран Айтен "Образ/взгляд/глаз или психоаналитическая оптика."
Юран Айтен "Размышления у зеркала или
пространство и время в психоанализе"
Юран Айтен "От «Зеленого дома» к «Зеленому острову».
Заметка о детском психоанализе."
вернуться на Главную