ИНТЕЛЛЕКТ + ОБУЧЕНИЕ = СЧАСТЬЕ?
(доклад на выставке «Образование в Петербурге», октябрь 2005 года)
Трудности в обучении – наиболее распространенная проблема обращения к детскому психологу или психотерапевту. Многие психологические проблемы детей родители либо не признают, либо отрицают. Но когда дети начинают посещать школу, их проблемы становятся очевидными. Слишком жесткие требования школы тоже могут вызвать проблемы, проявляющиеся уже с первого года обучения. Довольно часто причины, вызывающие нарушения в школьной деятельности, кроются в домашней обстановке. Поэтому, если мы стремимся выявить реальные факторы, вызвавшие нарушения, необходима детальная оценка семьи ребенка в целом.
Крайняя степень неспособности к обучению приводит в дальнейшем к полному отделению от школы. О таких детях более старшего возраста говорят, как о бросивших школу или колледж. Однако есть дети, у которых эти проблемы не выражены так сильно. Такие дети, «исключенные из средней школы», физически присутствуют в школе, но мало учатся.
Несмотря на то, что родители могут жаловаться на ребенка, это не означает, что они принимают участие в процессе обучения ребенка. Часто их интерес минимален или даже двойственен – элементы уклонения могут не осознаваться самими родителями. Дети отражают и подчиняются реальным, иногда даже не высказанным вслух установкам родителей. Родители с позитивным, нормальным отношением к процессу обучения передадут это отношение ребенку. Один ребенок придет домой и гордо покажет свою работу, получая при этом восторженную оценку и одобрение, другого не замечают или он получает лишь небрежный ответ. Некоторые родители обеспокоены исключительно успехами в спорте и интересуются, например, только уроками физкультуры. Другие считают обучение необходимым испытанием, которое необходимо пройти до тех пор, пока человек не станет достаточно взрослым, чтобы выйти в мир и начать жить. Есть родители, которые видят основную цель в обучении в получении аттестата. В некоторых семьях полностью отсутствует интеллектуальное любопытство, любознательность или стремление к обучению. Именно в такой атмосфере атрофируется основное, и, вероятно, врожденное желание ребенка изучать, открывать, исследовать неизвестное.
Здоровый ребенок хочет учиться! Если родители переживают неудачи в жизни, являющиеся следствием внешних причин, то вряд ли они передадут ребенку модель сотрудничества.
Другая причина потери интереса к обучению – эмоциональная депривация, крайняя степень которой в первые месяцы жизни вызывает потерю аппетита, истощение или смерть ребенка. Относительная степень такой депривации – психоз (уход от реальности и поглощенность фантазиями). В таком состоянии ребенок меньше всего способен включиться в образовательный процесс. Дети, у которых эмоциональная депривация не достигла степени психоза, могут, тем не менее, реагировать таким образом, что обучение накладывается на эту проблему. Они могут иметь антисоциальные нарушения, которые выражаются в том, что они живут одним днем, стремятся к немедленному удовлетворению своих потребностей и не хотят ждать отдаленных благ, которые дает образование. Их установка: «Мир предлагает мне мало тепла и радости. Нет смысла работать, нет смысла учиться».
Может встретиться и препятствие в лице чрезмерно заботливых родителей. Выполнением домашних заданий за ребенка и принятием на себя других обязанностей по школе они превращают его в школьного инвалида, не способного самостоятельно учиться, не умеющего выделять главные вещи, и не способного брать на себя ответственность за обучение. Ребенок также лишен чувства удовлетворения от преодоления трудностей, самостоятельных действий, решения проблем – опыта, делающего учебу в школе более приятной и интересной и усиливающую желание учиться. Такие родители заинтересованы и нуждаются в том, чтобы ребенок находился дома, взросление ребенка и его независимость могут лишить их чувства собственной нужности и полезности. Хотя они возможно и проявляют интерес к успехам ребенка в школе, их поведение будет выдавать бессознательную тенденцию сохранить ребенка в состоянии младенца. Ребенок может попытаться следовать этим диаметрально противоположным установкам и требованиям родителей. Одна его часть стремится добиться успеха, согласно открытым требованиям родителей, но другие силы в соответствии с бессознательными желаниями родителей ведут его к неудаче. Должна быть небольшая тревога по поводу результатов наших стараний, это усиливает нашу эффективность; слишком сильная тревога нас парализует, а отсутствие тревоги приведет к потере стремлений, как у детей, чьи родители дают им все, и поэтому они хотят того, чего не дадут или нельзя. А ведь настоящее удовольствие получаешь, когда начинаешь все с нуля.
Некоторые родители чрезвычайно подозрительны, или, возможно, испытывают страх перед внешним миром. Они постоянно говорят детям, что за стенами дома с ними могут произойти ужасные вещи. СМИ культивируют эти страхи. Когда ребенок, наконец, решается выйти в мир, который он привык считать опасным, он знает, что при первом сигнале опасности он может убежать домой. В школе он пленник. Поэтому, когда его посылают в школу, он либо отказывается идти, либо начинает паниковать.
Чрезмерная ответственность родителей за процесс обучения ребенка также является широко распространенной проблемой. Возможно, такие родители не добились желаемых успехов в образовании и теперь надеются удовлетворить эти желания за счет ребенка. Отчасти это нормально. Тем не менее, когда потребность родителей в такой компенсации становится настолько сильной, что ребенок оказывается под чрезмерным давлением, тогда и появляется почва для возникновения проблем в обучении. Обычно дети чувствуют, когда глубокая поглощенность родителей школьными делами имеет мало общего с подлинным интересом к ребенку, и больше связана с собственными потребностями родителей. Такой ребенок может реагировать плохой учебой. Родители могут спросить его: «Как ты можешь так поступать с нами?». Хотя эти дети «отрезают себе уши, чтобы сделать назло маме», для многих из них личная потеря стоит удовольствия, получаемого от мести. У других детей, чьи родители не проявляют чрезмерной озабоченности обучением, могут быть другие причины злиться на своих родителей, и эта враждебность может выражаться в школьной неуспеваемости.
Некоторые дети обнаружили, что, когда они ведут себя хорошо, они получают мало внимания со стороны родителей. В то же время они оказываются в центре внимания, когда ведут себя плохо. Внимание может носить карательный характер, но такие дети, и их большинство, легче переносят наказание, чем полное игнорирование.
Есть семьи, живущие в обстановке подавленных эмоций, - установка, уходящая глубокими корнями в нашу культуру. Неэмоциональный человек, по сравнению с человеком, выражающим свои чувства, считается более сильным. Зачастую он даже вызывает восхищение. Для многих слезы в школе являются одним из самых больших унижений. Идеалом подростка является «холодный человек». Когда такие установки оказываются слишком сильными, ребенок становится робким и подавленным. Он теряет спонтанность и уверенность в себе, необходимые для успешного обучения. Он может хорошо успевать по таким предметам, как математика, физика, в которых есть точные ответы и нет необходимости проявлять внутреннее «Я». Но из-за страха выразить себя у него могут быть проблемы при изучении гуманитарных предметов – литературы, истории, иностранных языков – и искусств, где требуется умение выражать себя и воображение.
Некоторые дети стремятся быть безупречными и не позволяют себе делать среднюю или даже хорошую работу. Они должны делать все очень хорошо, либо вообще ничего не будут делать. Выбрав этот путь, они оправдывают свой уход словами: «Если бы я постарался, то у меня все бы великолепно получилось. Но я как раз решил не делать этого», Конечно, слабым местом в их рассуждениях является то, что они, вероятно, не могут сделать так, как им хотелось бы думать. Отказываясь от попыток, они, таким образом, избегают конфронтации с собственной самостоятельностью и грандиозными ожиданиями. У некоторых из этой категории детей высокообразованные родители. Но они выпали из учебного потока, так как чувствуют, что им никогда не добиться успехов их родителей. По моему опыту, успех родителей не единственная причина школьных проблем ребенка. Например, родитель может быть так увлечен собственной карьерой, что не обращает внимания на ребенка, или его требования к ребенку слишком высоки, или, возможно, он неосознанно соревнуется с ребенком.
В некоторых семьях, где отсутствует желаемый профессиональный рост, экономическое или социальное положение, из-за зависти присутствует постоянное осуждение успеха. Ребенок может бояться, осознанно или неосознанно, что если он добьется успеха, то станет объектом подобных насмешек и презрения.
Иногда родители отрицают тот факт, что их дети далеки от совершенства, и школьные проблемы ребенка считают результатом несоответствия учителя или недостатком системы образования. Воспитывая в ребенке иллюзию его компетентности и поддерживая в нем тенденцию к обвинению других в своих недостатках, они, таким образом, лишают его возможности и желания исправить свои недостатки.
Существует множество других психологических факторов и ситуаций, которые могут препятствовать обучению. Ребенок, который постоянно тревожен, находится в депрессивном или ипохондрическом состоянии, поглощен сверхценными идеями, имеющими невротический характер, или имеет другую патологическую симптоматику, не может должным образом заниматься учебой. Ребенок, терпящий материальные лишения, более заинтересован в обеспечении своих жизненно важных потребностей, чем в получении удовольствия от обучения. Совсем недавно психологи и психотерапевты стали обращать внимание на тот факт, что методы образования не являются тем самым, чем могли бы быть. Многие из них препятствуют или сводят на нет обучение. Но, несмотря на недостатки, дети вынуждены учиться. По мере развития оснащенности учебного процесса, родители и педагоги стали осознавать, насколько важным элементом обучения является заинтересованность учителя в своих учениках. С другой стороны, многие дети учатся, несмотря на отсутствие вовлеченности учителя в процесс. Хотя для большого числа детей этот фактор наиболее существенен в появлении трудностей в обучении.
Существует огромное количество факторов, влияющих на появление психогенной школьной неуспеваемости, и нет ребенка, у которого присутствовала бы только одна причина. Хотя я выделила несколько наиболее общих ситуаций, приводящих к школьной неуспеваемости, я, без сомнения, не исчерпала все существующие возможности. И надеюсь, что при выборе того образовательного учреждения, и той программы, по которой будет учиться ваш ребенок, вы, прежде всего, оцените себя и свое отношение к его дальнейшему обучению, будучи при этом максимально искренними, для чего вам это надо?