Риск - благородное
дело?
Говорят, что если человек не рискует, то он утрачивает страсть к жизни.
Особенно это справедливо для мальчиков, т.к. c давних пор большинство авантюристов,
путешественников и исследователей были мужчинами. Для наших маленьких
детей изучение окружающего пространства - это приучение к риску. И ограничения
в этом путешествии чреваты утратой страсти к исследованию, творчеству,
проявлению инициативы. Однако в силу
особенностей этого пространства ребенок подвергается риску. У него под рукой
вредные вещества, которые он может проглотить, опасные приборы, которые имеют
право трогать только родители. И дети в попытках подражания зачастую пытаются
их включить, повторяя действия родителей, и при этом подвергаются опасности. И
зачастую именно мальчики бывают особенно любопытны. Что же делать родителям?
Запрещать бесполезно. Природное любопытство и жажда самоутверждения, скорее
всего, возьмут верх. Выход один - объяснять ребенку устройство и назначение
вещей. Иначе он будет думать, что вся опасность - в наказании. Начиная с какого возраста, спросите вы? Прямо с того момента, когда ваш ребенок
впервые вышел на тропу исследований. Ведь для маленького ребенка отец и мать
властители всего, что происходит. И если розетка бьет током, то, конечно же,
там папа (который, кстати, только что сердито запретил ее трогать). Так что
наказание в виде удара током кажется
ребенку закономерным.
Взрослые запрещают проявлять инициативу и подвижность. И поэтому предметы,
безопасные для них, причиняют вред ребенку.
И ребенок теряет доверие к себе в такие важные моменты. Если объяснить
ребенку, что отца тоже может ударить током и он тоже
обращается с розетками с осторожностью, то он уяснит себе реальность угрозы.
Вот только объяснять придется не раз и не два. Чтобы постепенно ребенок начал
понимать, что реальность не такова, как он себе ее воображает, нужно говорить
об этом. Ведь даже маленький ребенок не только хочет делать все то же, что и
родители, но и вполне способен на это в большинстве случаев. Но только при
условии, что родители ему помогут, объяснят способ действия, помогут понять
реальность опасностей и растолкуют, каковы их причины. Если такие обсуждения -
норма, то тогда ребенок не побоится рассказать взрослому о том, что произошло в
его отсутствие. Это будет означать полное доверие друг к другу. Воспитывать
ребенка, приучать его к риску - это значит
информировать его заранее о том, что ему докажет опыт. Таким путем он узнает,
что не надо это делать не потому, что запретили и накажут, а потому, что это
неразумно, что таков всеобщий закон и еще потому, что ему не хватает опыта,
который вначале нужно приобрести рядом с родителем. Ребенку необходим и сам
опыт и слова о нем. Опыт информирует тело о том, что приятно, а что нет. А
слова помогут избежать неприятностей в следующий раз. Только не упреки и не
"так тебе и надо". В этом случае ребенок будет чувствовать себя
неудачником, униженным и виноватым.
Обсуждать опыт имеет смысл только после его приобретения. Позвольте
ребенку попробовать. Ведь все, что обеспечивает безопасность, приобретается
опытом, а технику безопасности необходимо облекать в слова. Может быть, стоит
позволить детям "опасные" эксперименты в присутствии родителей,
способных объяснить, что происходит. Скорее всего, это станет залогом
безопасности вашего ребенка в будущем.