Риск - благородное дело?

 

Говорят, что если человек не рискует, то он утрачивает страсть к жизни. Особенно это справедливо для мальчиков, т.к. c давних пор большинство авантюристов, путешественников и исследователей были мужчинами. Для наших маленьких детей изучение окружающего пространства - это приучение к риску. И ограничения в этом путешествии чреваты утратой страсти к исследованию, творчеству, проявлению инициативы.   Однако в силу особенностей этого пространства ребенок подвергается риску. У него под рукой вредные вещества, которые он может проглотить, опасные приборы, которые имеют право трогать только родители. И дети в попытках подражания зачастую пытаются их включить, повторяя действия родителей, и при этом подвергаются опасности. И зачастую именно мальчики бывают особенно любопытны. Что же делать родителям? Запрещать бесполезно. Природное любопытство и жажда самоутверждения, скорее всего, возьмут верх. Выход один - объяснять ребенку устройство и назначение вещей. Иначе он будет думать, что вся опасность - в наказании. Начиная с какого возраста, спросите вы?  Прямо с того момента, когда ваш ребенок впервые вышел на тропу исследований. Ведь для маленького ребенка отец и мать властители всего, что происходит. И если розетка бьет током, то, конечно же, там папа (который, кстати, только что сердито запретил ее трогать). Так что наказание в виде удара током  кажется ребенку закономерным.

Взрослые запрещают проявлять инициативу и подвижность. И поэтому предметы, безопасные для них, причиняют вред ребенку.

И ребенок теряет доверие к себе в такие важные моменты. Если объяснить ребенку, что отца тоже может ударить током и он тоже обращается с розетками с осторожностью, то он уяснит себе реальность угрозы. Вот только объяснять придется не раз и не два. Чтобы постепенно ребенок начал понимать, что реальность не такова, как он себе ее воображает, нужно говорить об этом. Ведь даже маленький ребенок не только хочет делать все то же, что и родители, но и вполне способен на это в большинстве случаев. Но только при условии, что родители ему помогут, объяснят способ действия, помогут понять реальность опасностей и растолкуют, каковы их причины. Если такие обсуждения - норма, то тогда ребенок не побоится рассказать взрослому о том, что произошло в его отсутствие. Это будет означать полное доверие друг к другу. Воспитывать ребенка, приучать его к риску - это значит информировать его заранее о том, что ему докажет опыт. Таким путем он узнает, что не надо это делать не потому, что запретили и накажут, а потому, что это неразумно, что таков всеобщий закон и еще потому, что ему не хватает опыта, который вначале нужно приобрести рядом с родителем. Ребенку необходим и сам опыт и слова о нем. Опыт информирует тело о том, что приятно, а что нет. А слова помогут избежать неприятностей в следующий раз. Только не упреки и не "так тебе и надо". В этом случае ребенок будет чувствовать себя неудачником, униженным и виноватым.  Обсуждать опыт имеет смысл только после его приобретения. Позвольте ребенку попробовать. Ведь все, что обеспечивает безопасность, приобретается опытом, а технику безопасности необходимо облекать в слова. Может быть, стоит позволить детям "опасные" эксперименты в присутствии родителей, способных объяснить, что происходит. Скорее всего, это станет залогом безопасности вашего ребенка в будущем.

 

Hosted by uCoz