Чувство собственного достоинства и комплекс                       

                                         неполноценности.

 

       Многие родители задумываются, из чего складывается ощущение самоуважения. Самоуважение – это ощущение достоинства и ценности самого себя.  Это оценивание, в том числе,  имеет отношение к проблемам чувства вины и стыдливости.

Нужно отметить, что оба эти чувства – стыд и вина присущи всем людям, но не так легко отличить одно от другого. Они имеют тенденцию появляться одновременно. Чувство вины дает ощущение, что ты плохой человек, потому что сделал, или только задумал сделать то, что делать нельзя, либо когда не сделал что-то, что обязан был сделать. Чувство вины происходит от этических или моральных норм. Чем  же отличаются проявления чувства вины от проявлений чувства стыда?

       Одна из причин возникновения чувства стыда – обесценивание в собственных глазах своей жизни или самого себя.  Чувство вины же появляется, когда я являюсь причиной чьего-либо несчастья или нарушаю какие-то общественные нормы. Но в то же время одинаково стыдно может быть за неэтичное поведение, тучность, неуклюжесть…. Чувство стыда всегда влечет за собой потерю самоуважения, тогда как кто-то виноватый может все же надеяться на исправление своей ошибки. Таким образом, чувство стыда зачастую ранит больше чувства вины. Оно появляется, когда самоуважение находится под угрозой атаки либо изнутри, либо снаружи. И оно тесно  связано с фантазией о том, каким я хотел бы быть и каким я хотел бы, чтобы меня видели другие. Чем ближе такие фантазии к идеальности, тем легче стать жертвой чувства неполноценности и стыда.

       Теперь рассмотрим все вышеперечисленное по отношению к детям. Чувство вины рождается при воспитании, когда родители требуют от ребенка соблюдения норм поведения, принятых в человеческом обществе. Чувство вины будет нормально переносимым, если родители в процессе воспитания не злоупотребляют использованием чувства вины. То есть ребенок должен быть в курсе, что он провинился, но у него должен быть шанс поправить ситуацию. Сначала родители предлагают ему такую  возможность, а когда он уже достаточно взрослый, не препятствуют его желанию исправиться. Если винить ребенка слишком сильно, то он будет вынужден защищаться, чтобы не чувствовать себя слишком плохим. Это приведет к отсутствию желания исправиться. Ребенок, скорее всего, начнет обманывать, бояться, стараться обвинять других. Особенно возможен такой исход, если вместо того, чтобы назвать поступок плохим, родители называют плохим ребенка. Тем более нельзя стыдить за проступки.  И ни в коем случае родителям  не стоит переходить границу, за которой стыд станет невыносимым и ребенок будет чувствовать себя униженным.

        Дети склонны идеализировать своих родителей, считать их  истиной в последней инстанции. Соответственно, ребенок принимает их точку зрения и начинает считать себя плохим, недостойным и т.д. Берегите чувство собственного достоинства своих детей.  Не стоит забывать, что стыд связан с фантазией, что меня осмеют другие или я сам. В основе же чувства вины лежит убеждение, что я совершил что-то неправильное. Как раз этим и стоит руководствоваться в процессе воспитания.

       Также нужно помнить о том, что стыд - очень неприятное чувство, от него хочется защититься.  Постепенно появляется страх стыда как защита от него. Очень  часто такой страх приводит к чрезмерной застенчивости или зажатости. За этим чаще всего скрывается тенденция стыдиться при всяком проявлении собственной неловкости. Тогда человек старается избежать ситуаций, которые могут поставить его в неудобное положение. Лучше промолчать, чем высказать свое мнение и, не дай бог, вызвать осуждающие взгляды .  Дети начинают бояться выделяться, брать на себя инициативу - вдруг обнаружится их невежество и они потеряют уважение других и самоуважение. И это порочный круг: стыд - страх как защита - робость - стыд. Родителям стоит быть всегда на стороне своего ребенка, когда тот переживает стыд и помогать ему.

       Оценивающие суждения от значимых близких  в ранний период жизни являются основополагающими для самооценки и затем, как правило, будут приняты за свои собственные. При хорошей самооценке у ребенка хорошее, любящее чувство по поводу образа себя. Соответственно, от негативного оценивания происходят самоуничижение и чувство неполноценности. Формирование здоровой самооценки зависит от достаточно хороших взаимоотношений между ребенком и родителями, когда ребенок может быть уверен, что все его неловкости, неудачи или проступки будут приняты родителями. Это значит, что родителям стоит избегать чрезмерного использования чувств вины и, особенно, стыда, чтобы повлиять на ребенка.

Дети быстро развивают ясное ощущение, какое их поведение желательно, а какое - нет. Поэтому крайне важно внимание к эмоциональному состоянию ребенка. Иначе у ребенка появляется уверенность, что  нужно уметь приспосабливаться к любому, если  не хочется чувствовать себя пристыженным или нежеланным. Такие дети не могут поверить, что могут быть важны для других. Или, наоборот, в качестве защиты, будут давить на других, чтобы убедиться, что получат заслуженное внимание; демонстративно дуться или нагло проявлять свою силу.

       Процесс воспитания – очень долгая и сложная история, требующая от родителей много терпения и понимания. Однако результатами таких стараний становятся доверительные отношения, которые сохраняются на всю жизнь, а также удовлетворение тем,  что их ребенок способен быть успешным на протяжении своего жизненного пути.

 

 

 

Hosted by uCoz